ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В условиях развития функциональности образовательной среды субъектность выступает важным фактором обученности школьников. В статье рассматриваются актуальные вопросы определения роли субъектности в современном образовательном процессе. Акцент сделан на работу по формированию субъектности на уроках истории, предложены критерии и способы достижения субъектности как личностного результата в рамках обучения истории, благодаря которым можно раскрыть личностный потенциал, самостоятельность и самоактуализацию обучающихся на уроках истории. Авторы обращаются к современными методикам развития субъектности у обучающихся.
Статья посвящена феномену волонтёрства, который сегодня выступает как фактор формирования активной жизненной позиции современного человека. Рассмотрено понятие «жизненная позиция», выраженная через волонтёрское движение. Описана рекомендация учащимся школы, студентам, в поиске возможности получения дополнительного практико-ориентированного образования, с помощью участия в волонтёрской деятельности. Рассматривая мотивы, задачи и формы добровольческой деятельности, автор представляет технологии детского волонтерства. Раскрывается воспитательный потенциал волонтёрского движения, выявляется наличие тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей. Волонтёрство реализуют основные приоритетные задачи как рост социальной и общественной активности обучающихся, желание быть готовыми и сопричастными к проблемам окружающих людей; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений; вовлечение максимального числа обучающихся в участии волонтёрского движения.
Школьная математика должна включать в себя обе ветви современной математики - теоретическую и прикладную. В школьном курсе математики при решении прикладных задач естественным этапом является математическое моделирование реальных процессов. Нужно развить интерес к изучению математики и экономики, формировать полное представление о решении текстовых задач. Ознакомить учащихся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями. Обучить построению математических моделей жизненных ситуаций.
На сегодняшний день особенно актуальной для образовательных организаций становится реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при обучении школьников. ФГОС, устанавливая требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, уделяют особое внимание метапредметным результатам обучения, включающим освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В этой связи автор вначале подробно рассматривает феномен «метапредметности» в образовательной деятельности, сопутствующие ему дидактические понятия, предлагает своё понимание данного вопроса, далее знакомит с подходами к его определению и продуктивными формами реализации метапредметного подхода в деятельности образовательных организаций. В статье анализируются понятие метапредметность и её составные части. Важность метапредметности в современном образовании в сочетании с ФГОС. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны как раз для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматривается тематический и праздничный гастрономический туризм Китайской Народной республики как способ продвижения традиционной культуры, в первую очередь, кулинарии. Определяется и объясняется специфика исследуемой гастрономической культуры. Кратко рассматривается период становления китайской национальной кухни на протяжении всего ее развития: от династии Чжоу до современного периода, где определяются важные даты в ее формировании. В работе дается понятие «гастрономического туризма», его особенности и преимущества перед другими туристическими направлениями. Подчеркивается важность гастрономического туризма в экономике Китайской Народной республики. Определены три вида данного типа туризма в Китае: региональный, тематический и праздничный. Среди мероприятий праздничного туризма рассмотрены Международный гастрономический сезон, Фестиваль булочек и другие. Особую роль в изучении данной темы играет чайный туризм и его влияние на международную политики КНР.
В статье рассматривается переломный период в развитии российско-чеченских отношений - первая половина XIX века. Это период, когда Россия отказалась от союзнических отношений с чеченцами и перешла к военно-колониальным методам подчинения Чечни. Применялись жестокие колониальные методы - чеченцев изгоняли с равнин в горы, конфисковывали землю, была военно-экономическая блокада, и все эти карательные экспедиции, применявшиеся царскими властями в Чечне, вызывали вооруженное сопротивление чеченцев. Это сопротивление стало важной составляющей национально-освободительного движения северокавказских горцев в первой половине XIX века. Также отмечается, что все попытки чеченцев достичь взаимоприемлемого компромисса в присоединении Чечни к России мирными, согласованными средствами закончились неудачей.
В статье рассматривается традиционная форма воспитания в чеченском обществе. В чеченском традиционном этикете, традициях, культуре, общения и нормах поведения заложено очень многое: единение с природой и всем живым, уважение к старшим, пожелания благополучия и добра, принцип гостеприимства и взаимопомощи и многое другое.
В статье рассматривается развитие делового туризма в Республике Татарстан и приводятся наиболее популярные деловые мероприятия, проводимые в Республике.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
В работе рассматривается традиционная чеченская женская одежда характеризуется простотой, элегантностью и удобством. Изготавливаемая из практичной и долгоживущей материи, многослойная и функциональная одежда чеченок просуществовала в течение веков, мало изменялась по своим основным признакам. Национальная одежда вайнашек состояла из нескольких важных взаимодополняющих элементов и важных деталей костюма, образуя повседневную, трудовую или праздничную вариацию комплекта одежды.
Основным вопросом политической повестки в настоящее время становится изменение не только политических режимов и создание так называемых «гибридных режимов» , но и трансформация привычных политических идеологий, и в частности, политических идеологий модерна, изменение их первоначальной сути и, как следствие, подмена понятий. В результате слияния этих процессов следует образование так называемых «гибридных идеологий», потому при решении проблем, возникающих ввиду подобных изменений, необходимо понять - с чем мы имеем дело? Особую актуальность данная проблематика приобретает в связи с недостаточной разработанностью вопроса. В работе были использованы такие методы, как: теоретический анализ (философской, политологической, правовой литературы), сравнительный (при сопоставлении содержания политико-философских трудов). Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов обзора в исследовательской, аналитической, проектной деятельности авторов, изучающих данную тему. В заключении приведены итоги обзора.
В статье представлены формы и методы использования объектов культурного и природного наследия в целях совершенствования воспитания и образования молодѐжи. Анализируются следующие направления: краеведение, музейная педагогика, туризм, экскурсии, библиотеки, самодеятельность молодѐжных объединений, событийные и фестивальные мероприятия и другие. Рассматриваются различные виды туризма как важная составляющая часть системы дополнительного образования в средней и высшей школе в нашей стране. В нашей республике Татарстан проживают татары, русские, удмурты, чуваши, марийцы и другие, каждый из которых имеет самобытную культуру. Изучение традиции и обычаи своего родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее.