Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтёрского движения
Аннотация
Статья посвящена феномену волонтёрства, который сегодня выступает как фактор формирования активной жизненной позиции современного человека. Рассмотрено понятие «жизненная позиция», выраженная через волонтёрское движение. Описана рекомендация учащимся школы, студентам, в поиске возможности получения дополнительного практико-ориентированного образования, с помощью участия в волонтёрской деятельности. Рассматривая мотивы, задачи и формы добровольческой деятельности, автор представляет технологии детского волонтерства. Раскрывается воспитательный потенциал волонтёрского движения, выявляется наличие тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей. Волонтёрство реализуют основные приоритетные задачи как рост социальной и общественной активности обучающихся, желание быть готовыми и сопричастными к проблемам окружающих людей; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений; вовлечение максимального числа обучающихся в участии волонтёрского движения.
Об авторе
А. М. АсадуллинаРоссия
Асадуллина Альфия Мансуровна – учитель татарского языка и литературы и Основ безопасности жизнедеятельности
Сармановский муниципальный район Республики Татарстан
Список литературы
1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детскомолодежного объединения [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.01/ Е. В. Акимова. – Рязань, 2006. – 177 с.
2. Андержанова З.А. Социально-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности воспитанников детских домов как условие стимулирования их социальной активности [Текст] : автореф. дис… канд. пед. наук: 13.00.02 / З.А. Андержанова; Рос. гос. соц. ун-т. – М., 2011. – 24 с.
3. Ахметгалеев Э.Д. Формирование профессиональной направленности будущих социальных работников в процессе участия в студенческом волонтёрском движении [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук / Э. Д. Ахметгалеев. – М., 2009. – 17 с.
4. Байбакова А.И. Внеурочная воспитательная деятельность как направление работы добровольческого центра [Текст] / А. И. Байбакова // Вестник магистратуры. – 2016. – № 4-3(55). – С. 23-26
5. Белозерцева Г.В. Вовлечение молодёжи в социальную практику путём развития волонтёрской деятельности [Текст] / Г. В. Белозерцева // Образование. Карьера. Общество. – 2013. – № 3 (39). – С. 64-65
6. Казакина М.Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования: Учеб. пособие к спецкурсу / М. Г. Казакина. - Л. : ЛГПИ, 1981. - 69 с
7. Костюченко М.О. Педагогические условия развития социальной активности молодых людей в процессе волонтерской деятельности [Текст] / М. О. Костюченко // Развитие личности как стратегия современной системы образования: материалы межд. науч.-практ. конф. – Воронеж, 2016. – С.132- 136
8. Куликов А.М. Роль волонтерского движения в формировании здорового образа жизни подростков-школьников [Текст] / А. М. Куликов, В. Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. – № 2. – С. 4-12.
9. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Текст] / С. В. Михайлова // Волонтер и общество. Волонтер и власть. – М., 2000. – С. 63-68
10. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России [Текст] / Н.Д. Никандров // Вестник Университета Российской академии образования. – 2006. – № 4. – С. 8-2
11. Файзуллин И.Ф. Волонтёрская деятельность как социокультурный феномен [Текст] / И.Ф. Файзуллин // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – №7 (113). – С. 132-138
12. Энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с.
13. Врублевская Е.Г. Быть гражданином / Е.Г. Врублевска // Народное образование. 2007.- №5 (1368).- С. 214-216.
14. Врублевская Е.Г. Модели взаимодействия педагогической и детской культуры / Е.Г. Врублевская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 70-79.
Рецензия
Для цитирования:
Асадуллина А.М. Формирование активной жизненной позиции обучающихся средствами волонтёрского движения. Казанский вестник молодых учёных. 2022;6(5):14-23.
For citation:
Asadullina A.M. Formation of an active life position of students by means of the volunteer movement. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(5):14-23. (In Russ.)