Эволюция педагогических взглядов в сфере дополнительного образования школьников
Аннотация
В статье анализируется педагогический феномен дополнительного образования детей. Представлен анализ педагогических идей и опыта его развития в отечественной теории и практике, начиная с конца XIX столетия вплоть до настоящего времени. Выделены ключевые педагогические идеи, обозначена их роль в каждом социокультурном контексте. Показано, как меняется место и значение внешкольной работы с детьми на протяжении более чем столетия. Обозначены современные проблемы методологии понятия «дополнительное образование школьников».
Об авторе
А. Ю. НизовцевРоссия
Низовцев Антон Юрьевич, учитель математики
г. Москва
Список литературы
1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч. В 11 т./ Сост. В.Я. Струминский. М., Л.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1948−1952. Т.2. С. 69−166.
2. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. – 3-е изд., доп. и перераб. М.: Наука, 1918. 322 с.
3. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С. 3-9.
4. Лебедев Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 204 с.
5. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции, чит. на педагогич. фак. Уральск. ун-та в 1920-1922 г. г. / Проф. Е. Н. Медынский. Москва; Петроград: Гос. изд-во, 1923. Т. 1: Общая теория внешкольного образования. Москва; Гос. изд-во, 1923. 138 с.
6. Смольников Е. В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике: (историко-педагогический анализ): Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2006. 229 с.
7. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 т. M., 1962-1964.
8. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. М., 1987. 198 с.
9. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1990. 302 с.
10. Макаренко А. С. Педагогические работы 1936-1939. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.
11. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной. М.: Просвещение, 1978. 256 с.
12. Лобанов В. В. От системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования // Вестник ТПГУ. 2009. Вып. 2 (80). С. 50-53.
13. Педагогика /Под. ред. проф. Каирова И. А. М.: Учпедгиз, 1939. 513 с.
14. Грибов Д. Н. Педагогические основы формирования системы дополнительного образования в современных общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1998. 21 с.
15. Педагогика общей заботы: понятийный аппарат / Под ред. Е. В. Титовой. СПб., 1998.
16. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе. 2-е изд. Москва: Просвещение, 1979. 396 с.
17. Коваль М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений: Автореф. дисс… д-ра пед. наук. М., 1991. 25 с.
18. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
19. Катукова М. Р. Система дополнительного образования в России: история становления, развитие, перспективы // Ракурс. 1994. №4. С. 12-17.
20. Донина О. И. Теоретические основы социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: Монография / Донина О. И. и др. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. 188 с.
21. Смольников Е. В. Указ. соч.
22. Дейч Б. А. Внешкольная работа с детьми: переход от воспитательной к образовательно – воспитательной модели // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 229-232.
Рецензия
Для цитирования:
Низовцев А.Ю. Эволюция педагогических взглядов в сфере дополнительного образования школьников. Казанский вестник молодых учёных. 2022;6(1):105-111.
For citation:
Nizovtsev A.Yu. The evolution of pedagogical views in the field of additional education of schoolchildren. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2022;6(1):105-111. (In Russ.)