Preview

Казанский вестник молодых учёных

Расширенный поиск

Особенности проявления эмпатии педагогами дошкольного образования с различным стажем практической деятельности

Аннотация

В статье представлен анализ опроса среди педагогов дошкольного образования со стажем работы от 1 до 45 лет. Цель исследования - изучение особенностей проявления эмпатии педагогов дошкольного образования с различным стажем практической деятельности. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты: у испытуемых, в среднем, наиболее развита способность понимать и озвучивать эмоции и состояния своих воспитанников (когнитивный компонент), чуть менее выражена способность сопереживать (эмоциональный компонент), сочувствовать и еще чуть менее – способность прогнозировать и влиять на поведение дошкольников (поведенческий компонент). Сравнительный анализ особенностей эмпатии у педагогов с различным стажем с помощью методов математической статистики показал, что увеличение стажа не влечёт за собой повышение общего уровня эмпатии, уровня эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии. При этом было доказано, что увеличение поведенческого уровня эмпатии прямо пропорционально стажу педагогической деятельности.

Об авторах

Г. В. Никольская
Московский социально-педагогический институт
Россия

магистрант

г. Москва



А. В. Морозов
Московский социально-педагогический институт
Россия

д-р пед. наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Альгожина, А.Р., Капбасова, Г.Б., Капашева, Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. 2019. № 4. – 264 c.

2. Белых, Д.В. Формирование эмпатии у будущего учителя // Вестник ТГУ. 2001. № 3. – 74 с.

3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М: Филинъ, 1996. – 472 с.

4. Бражникова, А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 4. – С. 23-27.

5. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. – С. 147-158.

6. Долгова, В.И., Мельник, Е.В. Психологическая структура эмпатии фасилитатора // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 2. – 89 с

7. Евдокимова, А.И., Кикава, Д.О., Морозов, А.В. Педагогические особенности самоопределения в профессии в условиях непрерывного образования // Педагогическая информатика. 2021. № 4. – С. 57-67.

8. Карпова, Е.В., Коптева, С.И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. – C. 82-86.

9. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «Эмпатии» в психологии: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.01. – М., 2013. – 19 с.

10. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. – 160 c.

11. Морозов А.В. Профессиональная подготовка педагогов в условиях цифровизации // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества / Отв. редактор В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2019. – C. 750-751.

12. Морозов, А.В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах / Ответственный редактор О.И. Кабалина. М.: МГОУ, 2019. – С. 63-69.

13. Морозов А.В. Социальная психология. М.: Академический Проект, 2013. – 336 с.

14. Морозов, А.В., Чебыкина, А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3-1. – С. 83-84.

15. Мухаметзянова, Ф.Г., Морозов, А.В., Панченко, О.Л., Хайрутдинов, Р.Р., Шабельников, В.К. История для всех: феномен субъектности в историческом пространстве. В 2 частях. Ч. 1. Казань: Изд. Казанского университета, 2017. – 297 с.

16. Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. СПб.: Питер, 2017. – 218 с.

17. Пятков, Ф.Ф., Старчеус, Т.А. Феномен эмпатии в контексте педагогической мысли // НАУ. 2015. № 7-1 . – С. 121-124.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. – 705 с.

19. Троицкая, Е.А. Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 3. – С. 171-174.

20. Хлебодарова, О.Б. Эмпатия в структуре ценности личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. – 69 с.

21. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1995. – 252 с.

22. Bashkireva, T.V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. vol. 114. – P. 272-274.

23. Kestenbaum, R. Individual differences in empathy among preschoolers: relation to attachment history / R. Kestenbaum [et al.] // New Directions for Child Development. 1989. Vol. 44. – 54 p.

24. Khayrutdinov, R.R., Mukhametzyanova, F.G., Bashkireva, T.V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. No. 8. – Рр. 100-104.

25. Zimbardo, P.G., Johnson, R.L., Weber, A.L., & Gruber, C.W. Psychology with discovering psychology. Boston: Allyn & Bacon, 2010. – 342 p.


Рецензия

Для цитирования:


Никольская Г.В., Морозов А.В. Особенности проявления эмпатии педагогами дошкольного образования с различным стажем практической деятельности. Казанский вестник молодых учёных. 2021;5(5):29-39.

For citation:


Nikolskaya G.V., Morozov A.V. Features of the manifestation of empathy by teachers of preschool educations with different experience of practical activities. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):29-39. (In Russ.)

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-9669 (Print)