Воспитание политической культуры у старшеклассников (на примере кейс-проекта «Феномен декабризма в контексте российской истории»)
Аннотация
Актуальность темы обоснована тем, что образование подрастающего поколения, инновационные процессы его развития становятся важными звеньями в системе российской государственности. При разработке новых стандартов общего российского образования исходят из того, что оно должно быть нацелено на воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений, на формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества. Решение этих задач требует формирования у подрастающих граждан политической культуры как необходимого условия их духовной жизни и духовного роста; формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
Авторами статьи была разработана кейс-технология как средство оценки результатов обучения на примере конкретной историко-политической темы, для чего представить процесс конструирования и итогов апробации урока. Также нами был систематизирован накопленный материал по структуре, функциям и компонентам квест-проекта, дальнейшей разработке его теоретического и практического фундамента на примере конкретной историко-политической темы, с учётом критериев и факторов оценки результатов.
Об авторах
Л. Ф. СабирзяноваРоссия
Сабирзянова Лейсан Фаритовна, магистрант, Институт международных отношений
г. Казань
Р. И. Хораськина
Россия
Хораськина Резида Ильгизовна, кандидат педагогических наук, Институт международных отношений
г. Казань
Список литературы
1. Дорогу молодым: Владимир Путин обозначил приоритеты молодежной политики. URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/12/22/15985699.shtml; Путин поручил утвердить Стратегию реализации молодежной политики.URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2023/01/31/961154-putin-poruchil-strategiyu; Путин назвал достойным название "Движение первых" для молодежного движения. URL: https://tass.ru/obschestvo/16665467.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 2022-2023. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. URL: https://sh11nurgal.edusite.ru/p40aa1.
3. Историко-культурный стандарт 2022-2023. Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/istoriko-kulturnyj-standart.
4. Дивный свет // Государыня императрица Александра Фёдоровна Романова: дневниковые записи, переписка, жизнеописание. – М.: Наследие, 2009. – 52 с.; Дневниковые записи Варвары Шереметьевой / В. П. Шереметьева; Императорское Русское историческое общество. – СПб.: типография Императорской академии наук, 1913. – Т. 16. – С. 125-127; Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1883) = Memoiren / Сост. О. Ф. Кошелева. – Берлин, 1884; Переизд. М.: МГУ, 1991. – 135 с.; Записки Марии Николаевны Волконской / С предисл. и прил. издателя кн. М.С. Волконского. – СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1904. – 135 с.; «Записки о моей жизни» Николая Ивановича Греча // Российский мемуарий; под. ред. К. Дегтярёва. – М.: Издательство «Захаров», 2002. – 112 с.; Екатерина Ивановна Трубецкая: Воспоминания З.И. Лебцельтерн // Великие женщины России. URL http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=4804; «… Она сосредотачивается …» // Деятели отечественной истории. Биографический справочник; под. ред. А. П. Шикмана. – М., 1997. – С. 321.).
5. Декабристы и освободительное движение в России: некоторые вопросы историографии // 14 декабря 1825 г.: источники, исследования, историография, библиография». СПб.: Нестор, 1997. Вып. 1. С. 44-59; Воспоминания декабристов о следствии как исторический источник / Н. Я. Эйдельман // Отечественная история. № 6. 1995. С. 34-41; Публикация письменного наследия декабристов и лиц, привлеченных к следствию по делу о тайных обществах (1803-1892) / С. Е. Эрлих // 14 декабря 1825 г.: источники, исследования, историография, библиография». СПб.: Нестор, 1997. Вып. 1. С. 95-109.
6. Социализация учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательной школы: теория и практика: монография / Р. И. Хораськина. 2-ое изд., перераб. и дополн. Казань: Казан. ун-т, 2023. 237 с.; Теория и методики обучения истории: Учебно-методическое пособие / Р. И. Хораськина, Е. М. Шувалова. 2-ое изд., перераб. и дополн. Казань: Казан. ун-т, 2023. 87 с.; Khoraskina Rezida. (2022). Implementation of Education-Based Approaches to Humanistic Socialization of Students in The Republic of Tatarstan (Kazan Federal University Case-Study). Res Militaris,12(3): 327-334; Shamsutdinova R. G., Shuvalova E. M., Khoraskina R. I., Kozlova Y. A. (2019) The state and development trends of social science education in Russia. Opción, Año35, Especial No.22: 1026-1038.
Рецензия
Для цитирования:
Сабирзянова Л.Ф., Хораськина Р.И. Воспитание политической культуры у старшеклассников (на примере кейс-проекта «Феномен декабризма в контексте российской истории»). Казанский вестник молодых учёных. 2023;7(2):104-114.
For citation:
Sabirzyanova L.F., Khoraskina R.I. Education of political culture in high school students (by the example of the case project "The phenomenon of decabrism in the context of Russian history"). Kazan Bulletin of Young Scientists. 2023;7(2):104-114. (In Russ.)